- Трисвятое
- название молитвы: "Святый Боже, святый крепкий, святый Бессмертный, помилуй нас". Т. составлено из славословия ангелов-серафимов: "свят" (Исаия 6, 3) и названий лиц Пресвятые Троицы: "Боже, Крепкий и Бессмертный", взятых из Св. Писания. Т. молитва древнего происхождения, относящаяся к временам древнехристианской церкви, на что указывает Иоанн Златоуст. С V в. молитва начинает употребляться в православной церкви по следующей причине. Во время сильного землетрясения в Константинополе в эпоху патриарха Прокла около 440 года на улицах молился о спасении народ. Вдруг какой-то отрок, присутствовавший в толпе, был восхищен на небо. Возвратившись на землю, он рассказал, что слышал на небе эту ангельскую песнь, т. е. Т., научил ей народ, который также стал распевать ее. Тогда землетрясение прекратилось, а в знак чудесного избавления императрица Пульхерия и имп. Феодосий, ее брат, приказали употреблять Т. при богослужении, и это постановление торжественно закрепил халкидонский собор 451 года. Тогда же сукновальщик по имени Гнафей, враг собора, коварно захватил еписк. кафедру в Антиохии. Этот Г. пытался на основании этой молитвы доказать, что Христос обладал одним лишь божеским естеством, которое и претерпело все страдания, было распято и управляло всеми человеческими действиями Спасителя. Он, т. е. Гнафей, в угоду своему учению изменил молитву таким образом: "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, распныйся за ны, помилуй нас". Этими словами показывалось, что подразумевается одно лицо, Иисус Христос, Божество Которого было распято на кресте. Гнафей анафематствовал всех несогласных с подобным произношением и вообще со своим учением. Но в 465 г. его сместили с антиох. кафедры, возведя туда Каландиона, и вновь восстановили слова Т. по учению православной церкви. Каландион в свою очередь изменил молитву так: "Святый Боже, Святый Крепкий, святый Бессмертный, Христе-Царю, распныйся за ны, помилуй нас", т. е. Каландион мечтал восстановить истину, подчеркнув словами "Христе-Царю", что распят был не Бог, а лишь второе лицо Пресвятые Троицы, Христос. Однако Гнафей хитростью снова вернул себе кафедру и опять приказал произносить молитву по своему образцу. Тогда константинопольск. патриарх Акакий, епископы и папа Феликс III посланиями усовещевали Гнафея отказаться от самовольного новшества. У Гнафея был влиятельный союзник в лице императ. Александра, который хотел даже помочь введению молитвы в византийской церкви. Но противодействие православных иерархов и народа помешали его начинаниям. Наконец VI вселенский собор в особом 81 правиле осудил изменение Г. Такое же поражение его постигло и в Западной церкви. И только армянская церковь и поныне допускает прибавление к молитве Т. слов "распныйся за ны".
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.